Предыдущая Список статей Следующая

"Не щадя живота своего"

Ошибся булгаковский профессор Преображенский, сказав, что наука не способна, а люди не должны «искусственно фабриковать Спиноз, когда любая баба может их родить». Человечество рискнуло бросить вызов Богу, создавая себе подобных с помощью суррогатных матерей

Девять малышей для бездетных пар выносила 39-летняя англичанка Кэрол Хорлок. В Англии можно таким образом проявлять человеколюбие — но только безвозмездно. В целом ряде европейских стран суррогатное материнство запрещено вообще. Хорошо это или плохо? Вопрос по-прежнему дискутируется. Отечественные медицина, нравственность и закон пока находят компромисс в отношении к новому явлению общественной жизни. В результате — сотни украинцев, прежде лишь мечтавшие о родительском счастье, узнали, каково быть отцом или матерью.

Из икубатора — в матку

— Не все женщины детородного возраста способны стать матерями, — говорит Фёдор Дахно, директор Института репродуктивной медицины, заслуженный деятель науки и техники Украины. — До недавнего времени, если зачатие было невозможно по медицинским причинам, или беременность могла угрожать здоровью женщины — бездетным парам оставалось лишь мечтать о продолжении рода. Сегодня мы решаем их проблемы с помощью вспомогательных репродуктивных технологий, включающих суррогатное материнство (когда женщина вынашивает ребёнка для его генетических родителей).

Первенец, которого выносила суррогатная мать, родился в Великобритании в 1989 г. Немногим позднее в центре репродукции человека «Имплант» (Харьков) таким же образом появилась на свет первая украинка.

— Ничего сенсационного в этом не было, — вспоминает замдиректора этого центра, кандидат медицинских наук, акушер-гинеколог Николай Грищенко. — Ведь с точки зрения чистой практики суррогатное материнство не сложнее, чем оплодотворение in vitro (от лат. "в пробирке"), когда эмбрион переносится в матку. Вопрос только — в чью. В нашем случае мать выносила для родной дочери её ребёнка, потому что у дочери матка отсутствовала.

По словам г-на Дахно, в медицинской литературе описано два вида суррогатного материнства: полное и частичное.

— В первой ситуации вынашивающая женщина генетически не связана с ребёнком, — поясняет профессор Дахно. — То есть в зачатии принимают участие гаметы (половые клетки — Фокус) предполагаемых родителей, а в некоторых случаях — доноров. Это так называемое гестационное суррогатное материнство. Во второй — используется яйцеклетка вынашивающей женщины. В таком случае говорят о гендерном суррогатном материнстве.

— Помимо метода in vitro применяется метод ICSI (Intra Сytoplasmic Sperm Injection), когда отбирают самый жизнеспособный сперматозоид и с помощью специальных инструментов вводят в яйцеклетку, — рассказывает Виктория Чупринова, возглавляющая харьковский Центр суррогатного материнства. — Потом эмбрион три дня выдерживается в специальном инкубаторе и переносится в матку суррогатной маме. Развитие плода при таких способах зачатия происходит так же естественно, как и при традиционном.

Чей ребёнок?

Необходимое условие для участия женщины в программе суррогатного материнства — как минимум одна успешная беременность в недалёком прошлом. Чтобы увеличить шансы на благополучные роды, обычно «подсаживают» в матку сразу несколько эмбрионов. Виктория Чупринова сообщает подробности:

— Берут, к примеру, семь яйцеклеток. Четыре оплодотворились, в рост пошли три — вот их и подсаживают. В связи с этим иногда на свет появляются несколько малышей. В договоре, который в обязательном порядке составляется между будущей суррогатной матерью и генетическими родителями, такой возможности уделяется достаточно внимания.

Подписание договора — нормальная практика в Украине: закон хоть и не запрещает бесплодным парам решать свою проблему, однако детально не регулирует их взаимоотношения с суррогатной матерью.

— У нас нет законодательных актов, ограничивающих суррогатность, — отмечает специалист в области семейного права Александр Курдюмов. — Но и нет документов, которые формулируют права и обязанности как биологических родителей, так и суррогатных матерей. В Семейном кодексе Украины сказано: в случае имплантации в организм женщины эмбриона, зачатого супругами, они же считаются родителями ребёнка. Медицинский аспект проблемы обозначен в приказе №?579 МОЗ Украины, но это не более чем рекомендации врачам.

В контракте между парой, вынужденной воспользоваться услугами суррогатной матери, и женщиной, согласившейся на эту роль, подробно описываются все нюансы их сотрудничества.

— Крайне важный момент, — подчёркивает юрист, — вероятность отказа суррогатной матери передавать ребёнка его родителям или отказ самих родителей в случае, если ребёнок родился с отклонениями. Что касается финансовой стороны дела, то, в основном, уже начиная с отбора и подготовки суррогатной матери, изучения её полной медицинской истории, все расходы берут на себя биологические родители. Завершается программа суррогатного материнства выплатой компенсации женщине, передачей ребёнка его биологическим родителям.

Несмотря на то, что наше законодательство еще не совершенно (а может быть — и благодаря этому), Украина считается меккой для иностранцев, желающих воспользоваться услугами женщин, которые не прочь выносить чужого ребенка.

— В Европейском Союзе суррогатное материнство запрещено везде, кроме Великобритании, Финляндии, Голландии, — рассказывает г-жа Чупринова. — На Западе опасаются его коммерциализации и сложностей, возникающих при посредничестве между сторонами, принявшими решение призвести на свет ребенка. Бездетных пар, конечно, больше, чем женщин, готовых выносить чужих детей из альтруизма. Поэтому и существует так называемый репродуктивный туризм. Это понятие возникло в результате подписания в 1989 г. международной Конвенции ООН, в которой зафиксировано право человека на жизнь и продолжение рода.

Кто будет платить?

Продолжить свой род посредством суррогатного материнства у нас пока в состоянии не так уж много пар. Ведь весь комплекс мероприятий — от подбора кандидатки на роль суррогатной мамы до момента, когда берёшь на руки собственного ребенка, — может стоить от $10 тыс. Компенсация непосредственно суррогатной матери, по разным данным, варьируется от $5 тыс. до $7 тыс.

— Государственных программ по субсидированию суррогатного материнства в Украине, равно как и во всём мире, нет, — говорит Ирэна Кильчицкая. К слову, заместитель столичного мэра не исключает возможности, что её следующего ребенка родит как раз суррогатная мать.

Что касается оплодотворения in vitro, то финансируется оно (для украинских граждан) только в государственных клиниках. Обратиться за бесплатной помощью можно лишь раз, на выбор — либо в Донецкий региональный центр охраны материнства и детства, либо в Прикарпатский центр репродукции человека (Ивано-Франковск). По словам г-жи Кильчицкой, власти и здравоохранение Киева намерены улучшить эту ситуацию:

— Уже готовится проект распоряжения о создании клиники репродуктивной медицины на базе роддома №?4, которая будет бесплатно предоставлять медицинские услуги в области искусственного оплодотворения отдельным киевлянам. Его рассмотрит ближайшая сессия Киевсовета. Пациентками клиники будут в первую очередь те женщины, которые не могут забеременеть вследствие ранее перенесённых операций.

Но что делать людям, у которых нет всей суммы, необходимой для оплаты суррогатного материнства? Помочь им могут пока лишь в клинике Виктории Чуприновой.

— Мы открыли благотворительный фонд по финансированию среднеобеспеченных семей, — говорит г-жа Чупринова. — И утвердили программу кредитования с помощью банков. Параллельно запускаем программу страхования для обеих сторон, участвующих в суррогатном материнстве. До поры до времени финансируем её из собственных средств: спонсоры еще не проявили желания помочь обездоленным людям.

Крест на пузе

Юрий Верлинский, доктор наук, директор Чикагского института репродуктивной генетики, координатор рабочей группы по преимплантационной диагностике Всемирной организации здравоохранения:
– Христианство, особенно католическое его направление, яростнее всего выступает против медицины, призванной вести борьбу с бесплодием и нездоровой наслед­ственностью. На эту тему написано много статей. Зачастую они обладают расплывчатой морально-этической основой, поверхностно анализируют негативные аспекты проблемы. По сути своей суррогатное материнство старо, как мир: в истории человечества, начиная с самых древних времён, бывали случаи, когда сёстры или служанки вынашивали детей для королевской четы, если королева не могла зачать. С того времени изменилась разве что технология зачатия.

Мнение церкви

Игумен Лонгин (Чернуха), главный редактор «Церковной православной газеты»:
— Зачатие и появление на свет — таинство, которое зависит не только от человека, но и от Бога. Если по какой-то причине Господь не благословляет супругам рождение ребёнка, значит, они ещё не готовы стать родителями. Есть много случаев, когда люди в связи с этим пересматривали свою жизнь, приходили в церковь на покаяние и только тогда, получив духовное исцеление, даже вопреки прогнозам медиков, рожали детей. Поэтому, с сугубо духовной стороны, Церковь не приветствует суррогатное материнство. Кроме того, в процессе оплодотворения используется несколько яйцеклеток, и если родители желают иметь только одного ребёнка, то какой-то из эмбрионов уничтожается. Это своего рода аборт. А с точки зрения Церкви — убийство, так как согласно церковному учению, человек становится человеком в момент зачатия. Тем не менее, Церковь признаёт право на жизнь любого младенца, независимо от того, как он пришёл в этот мир.


Источник: Фокус

Предыдущая Список статей Следующая