Предыдущая Список статей Следующая

"Суррогатное материнство: правовые и этические аспекты"

Гость интерактивного ток-шоу Игоря Гмызы "Особое мнение" – эксперт Европейского общества эмбриологии и репродукции человека, генеральный директор компании "Росюрконсалтинг" Константин Николаевич Свитнев. Тема беседы – суррогатное материнство и демографическая проблема в России.

Известно, что демографическая ситуация в России далека от благополучия. Россиян ежегодно становится меньше на 700-800 тысяч человек. И эти потери лишь частично компенсируются миграцией, что является достаточно спорным процессом.

Некоторое время назад президент предложил ряд мер по её решению. В частности, был введён так называемый "материнский капитал", который будет выплачиваться матерям после рождения второго ребёнка. По мнению К. Свитнева, это давно назревшая и абсолютно правильная мера, поскольку государство должно поддерживать деторождение. Что касается "материнского капитала", по словам гостя, вместо того, чтобы финансовыми стимулами побуждать к тому, чтобы иметь детей, тех людей, которые детей иметь могут физически, но вместе с тем не хотят, лучше бы государство заботилось о тех людях, которые иметь детей хотят, но в силу разных причин иметь их не могут.

То есть, государству нужно всячески поощрять медицинские и социальные аспекты улучшения рождаемости. В частности, это касается проблемы суррогатного материнства. Причём социальная проблематика здесь выходит на одно из первых мест. По крайней мере не уступает медицинской. Для того чтобы воспользоваться услугами суррогатных матерей, необходимы достаточно строгие медицинские показания, которые установлены приказом № 67 Минздравсоцразвития РФ. И если у женщины не будет этих строгих медицинских показаний, то она просто не сможет воспользоваться услугами суррогатной матери.

Всем также известно, что помимо медицинских проблем существуют и другие, когда физиологически здоровая женщина не может иметь собственных детей или не может вынести беременность в силу определённых социальных причин.

Одна из самых распространённых социальных причин – обычный страх перед беременностью. Другая причина – в том, что существует огромное количество женщин, которые всерьёз занимаются бизнесом и не могут себе позволить выйти из него на значительный период времени. В это время они пытаются свить себе гнездо, чтобы обеспечить будущее своих детей, которых планируют завести в дальнейшем. Но когда это гнездо уже свито, женщины подходят к годам 35-40, у них появляются проблемы медицинского плана. Они, будучи здоровыми буквально 5-10 лет назад, к сожалению, уже не могут завести собственных детей и вынуждены в данной ситуации прибегать к услугам суррогатной матери с уже появившимися медицинскими показаниями, когда шансы на рождение полностью здорового ребёнка значительно снижаются. И это касается, к сожалению, в большей степени женщин.

Что такое суррогатное материнство? По мнению К. Свитнева, существует два вида суррогатного материнства. Это так называемые традиционные суррогатные программы, которые упоминались ещё в Библии, в Ветхом завете. В частности, первой бесплодной парой, известной в истории, были Сара и Авраам. Они достаточное время были бесплодны, мечтали о детях, и Сара наняла свою служанку Огарь, чтобы та выносила ребёнка Авраама. В результате этой первой программы традиционного суррогатного материнства в 910 до н.э. родился первый суррогатный ребёнок, которого нарекли Исмаилом. Кстати, от этого Исмаила в дальнейшем произошли арабы, которых иногда называют исмаилитами или по имени выносившей суррогатной матери – огарянами. Так что, если бы не было той программы традиционного суррогатного материнства, то не было бы и арабов.

Традиционное суррогатное материнство подразумевает биологическое родство между женщиной, вынашивающей ребёнка для другой семьи, и этим ребенком. Всё это создаёт определённые социальные проблемы. Подобная практика была достаточно широко распространена в течение всей истории человечества. К такой методике прибегали практически всегда, когда было необходимо продолжить свой род и получить долгожданного наследника. Данный принцип был законодательно закреплён в кодексе законов царя Хаммурапи (1781 год до н.э.), где было установлено, что если супруга не может родить своему мужу ребёнка, то она должна дать ему свою служанку или рабыню для продолжения рода. При этом предусматривались даже определённые гарантии для первых суррогатных матерей. Их, в частности, нельзя было продавать за серебро.

Другой вид суррогатного материнства появился только с развитием вспомогательных репродуктивных технологий и средств терапии бесплодия. Это так называемое гестационное суррогатное материнство, когда суррогатная мать не имеет биологической связи с вынашиваемым ей ребёнком. Она вынашивает эмбрион биологических родителей-заказчиков, биологическое родство в данном случае не обязательно, и законом в качестве какого-то условия не установлено. То есть, если у родителей имеются медицинские показания к использованию донорских домет (половых клеток), донорской спермы или же донорских цитов, или же и того и другого вместе, то они в любом случае будут считаться родителями того ребёнка, которого вынашивает суррогатная мать.


Источник: Радио России

Предыдущая Список статей Следующая